Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детско-юношеского туризма

города Южно-Сахалинска

Наши контакты:
Тел./факс: (4242) 220-885
693007, г. Южно-Сахалинск,
ул. Академическая, д. 32-а.
e-mail: cdut@list.ru
cdut@yuzhno-sakh.ru

Делегация объединения «Японский язык с элементами краеведения» выступила на XVI-х научных чтениях СахГУ

В Южно-Сахалинске прошли традиционные XVI-е научные чтения студентов и школьников, изучающих японский язык в среднеобразовательных учреждениях. Это мероприятие организует институт филологии, истории и востоковедения Сахалинского государственного университета, и с каждым годом оно собирает все больше участников разных возрастов. Тематика исследовательских работ, которую предлагают к этим чтениям, всегда дает большой простор для поиска — это не только лингвистические работы юных авторов, но и литература, история, география, традиции, быт современной Японии и многое другое. Для ребят из объединения ЦДЮТ «Японский язык с элементами краеведения» и их руководителя Ольги Юрьевны Башлий это одно из обязательных мероприятий, на котором они всегда стараются представить свои работы.

8 апреля 2019 года секция для школьников «Япония: язык, культура и общество» приветствовала 17 участников, подготовивших самые разнообразные доклады о стране-соседке, которую они с интересом изучают не только в теории, но и на практике. Среди собравшихся были 6 учащихся ЦДЮТ, делегаты из Восточной гимназии, Гимназии №1 им. А.С. Пушкина и Гимназии №2, при этом самых разных возрастов — от 3 до 11 класса. Однако разница в возрасте практически не сказалась на выборе тем или глубине их проработки: все юные исследователи постарались чем-то удивить своих коллег и жюри. Руководителями секции выступили преподаватели японского отделения кафедры восточной филологии Александр Владимирович Фетисов, Елена Викторовна Старченко и Мика-Сенсэй.

Туристы-международники ЦДЮТ выступили в старшей подгруппе секции с докладами на темы, которые самостоятельно выбрали и детально изучили по различным источникам. Пригодились и различные Интернет-сайты, и литература, кино и мультфильмы, общение с носителями японского языка и культуры, наблюдения на местности, сделанные самими ребятами во время образовательных поездок в Японию.

Анна Мордовина рассказала участникам чтений об особенностях содержания собак в Стране Восходящего Солнца. Из ее доклада можно было узнать о том, какие породы там наиболее популярны, каковы условия и традиции их содержания в городах, чем японские зоомагазины отличаются от сахалинских, затронула актуальную сегодня тему уважения к братьям меньшим.

Исследование Анастасии Новиковой касалось японской мифологии — автором были классифицированы наиболее популярные сказочные персонажи и проведено их сравнение с аналогичными существами из русских народных сказок. Как выяснилось, сходства у мифологии двух стран весьма немало!

От сказки к современной реальности провела слушателей Юлия Мотылькова: ее доклад обобщал инновационные технологии страны-соседки, их состояние и перспективы. Искусственные острова и искусственный интеллект, подводные города, альтернативная энергетика и многое другое уже стали неотъемлемой частью жизни Японии, это государство стремительно выходит в число лидеров технологического развития, и то, о чем еще вчера писали фантастические романы, возможно, завтра именно здесь  воплотится в жизнь.

Продолжила тему Юлии Александра Дёмкина — она изучила конкретные японские технологии, обеспечивающие безопасность населения. Участники чтений узнали, какие природные катаклизмы вызывают больше всего беспокойства у населения Японского архипелага и что предпринято инженерными умами для борьбы с ними. Александра рассказала о современных системах оповещения, которые используются при возникновении природных бедствий (цунами, землетрясениях и др.) и технологиях защиты населения от последствий таких катастроф.

Пожалуй, самая близкая всем собравшимся тема — система школьного обучения в Японии — прозвучала в докладе Эвелины Ролько. Она осветила множество вопросов, связанных с тем, как, когда, зачем и даже в чем японские дети получают среднее образование.  Одним из выводов, сделанных автором и участниками чтений было признание, что быть японским школьником интересно, но непросто, российская школа все-таки привычнее.

Завершающим выступлением стал доклад Даниила Абикова на интригующую тему: «Карта города Саппоро: как в ней разобраться?». Тема была выбрана Даниилом неслучайно: побывав несколько раз в Японии, он столкнулся с очень серьезной для европейского восприятия проблемой ориентирования в городском пространстве. Чтобы разобраться с ней, ему потребовались истинно восточная логика, немало времени и множество упражнений. Даниил объяснил систему, по которой в Саппоро именуются городские кварталы и с помощью которой можно отыскивать местонахождение различных адресов, а помогли закрепить это знание топографические загадки, которые с удовольствием решили участники чтений.

По оценкам жюри, практическое исследование Даниила Абикова признано лучшим среди докладов старших участников секции, на втором месте по количеству набранных баллов оказалась работа Анастасии Новиковой.  Можно точно сказать, что для всех собравшихся ребят результат был только положительным. Время, которое они провели в своих исследованиях и обмениваясь опытом на чтениях, несомненно, потрачено с пользой, и все то, что они узнали за время этого мероприятия, обязательно пригодится им в учебе и жизни.

 

Текст и фото: К.Н. Елисеева, методист

 

Переход в категорию: